Приведем некоторые виды сезонного бизнеса.
Лето | Быстровозводимые кафе, передвижные пункты продажи прохладительных напитков, мороженого, надувные аттракционы, карусели, прокат велосипедов, роликов, катамаранов, моторных лодок, кондиционеры, пчеловодство |
Осень | Продажа овощей и фруктов, цветы, шиномонтаж |
Зима | Прокат лыж, сноубордов, коньков, зимнего снаряжения, обогреватели, услуги поздравлений с новогодними праздниками |
Весна | Цветы, садовые работы и ландшафтный дизайн, прокат лимузинов, организация свадеб (конец весны, лето, начало осени — пиковые периоды, поэтому бизнес во многом сезонный), шиномонтаж |
Сезонный бизнес крайне высокодоходен, и при грамотном подходе затраты на его открытие окупаются в тот же сезон. Однако не стоит думать, что, закупив большую партию обогревателей в зиму, непременно разбогатеешь. Без грамотного планирования сезонный бизнес прогорит быстрее, чем обычный, поскольку он обладает своей спецификой.
Некоторые виды сезонного бизнеса довольно рискованны, из-за того что сложно просчитать спрос. Так, дождливое холодное лето оставит без прибыли «продавцов холода». Надо помнить, что сезонный бизнес требует не только своевременной закупки партии какого-то товара. Например, летний бизнес, связанный с кондиционерами, требует еще и большого штата монтажников. Поэтому о том, кто будет работать, надо позаботиться заранее. Причем важно правильно рассчитать количество специалистов, которое может понадобиться. Если кондиционеры будут лежать на складе и их некому будет монтировать, клиенты не будут становиться в очередь, а уйдут к другому продавцу. Обычно сезонники работают по трудовому договору, и, чтобы каждый раз при поиске сотрудника не прибегать к услугам кадровых агентств, нужно поддерживать связь с бывшими работниками, которые хорошо себя зарекомендовали.
Сезонные виды бизнеса, как и все остальные, делятся на те, что основываются на простой перепродаже чего-либо, и те, которые требуют определенных навыков в производстве продукта. Например, пчеловодство, которое приносит доход с июня по сентябрь, требует от предпринимателя специфических знаний и обстановки. Или, скажем, ландшафтный дизайн, который наиболее популярен в весенние месяцы, требует своей квалификации и сноровки. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы искать специалистов заранее, особенно таких, которых сложно найти через кадровиков.
Сезонный бизнес подходит для тех, кто способен быстро менять стратегию, подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и не склонен строить долгосрочные стратегии. Сезонники не готовы годами ждать выхода на точку безубыточности, они не ставят глобальных целей, а действуют согласно правилу «здесь и сейчас». Хотя это верно лишь отчасти.
Ограниченное время для продажи товаров и услуг требует от предпринимателя тщательной подготовки до наступления сезона. Договоры аренды помещений, необходимая инфраструктура, сама продукция или сырье для нее должны быть заказаны за несколько месяцев до вступления в сезон. Начинать предпринимательскую активность в пик совершенно неправильно.
Определившись с основным видом сезонного бизнеса, надо подумать и о том, чем заниматься в межсезонье. Затраты на офис и склад все равно придется нести, а приостановить деятельность совсем могут разве что прокатчики катамаранов и лодок. Хотя и для них найдется работа: например, можно заняться прокатом зимнего снаряжения — снегоходов, санок и тюбингов.
Ландшафтные компании часто переквалифицируются в уборочные, и, хотя специфика работы меняется, они сохраняют клиентов, следя за порядком на их территории практически круглогодично.
Межсезонье — отличная пора, чтобы подумать о том, где найти новых клиентов. Проанализировав опыт последнего пика, нужно начинать составлять план на грядущий сезон с учетом всех совершенных ошибок.